Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

1. Общие сведения

1.1. Значение
ПНООЛР обязан разрабатываться ЧП и юридическими лицами при проведении своей деятельности, когда сооружения, находящиеся в их владении, связаны со сбором, размещением и т.д. отходов. Проект направлен на сокращение объема накопления вредных веществ. Однако ПНООЛР не касается специализирующихся в отрасли малого, среднего бизнеса предприятий.

Наличие проекта у организации позволяет ей стабильно работать долгое время, не выплачивая высокие штрафы и не прекращая производственный процесс. Получив указания, ограничивающие массу размещаемых отходов, объект сможет опираться на них в своей деятельности и повышать эффективность работы. Разрешения, выданные для тех, кто нуждается в перемещении отходов на специально для этого отведенные участки (полигоны), обладают довольно продолжительным сроком, а именно: действуют около 5 лет.

1.2. Субъекты
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, как правило, имеют необходимость разрабатывать филиалы объектов, выручка которых составляет 1000 млн. руб./год, а штат насчитывает более 250 сотрудников. Кроме субъектов крупного бизнеса, муниципальные, бюджетные организации, фирмы, созданные с включением иностранного капитала, как-либо влияющие на окружающую среду и взаимодействующие с отходами, заинтересованы в создании такой документации.

Если компания имеет филиалы, находящиеся в границах субъекта РФ, разрешается в целом осуществлять разработку проекта. Для ответвлений из разных субъектов требуется создание отдельных проектов. В этом случае подается документация в исполнительные органы и в отделы природного надзора, работа которых связана с определенной территорией.

Как среднее, так и малое предпринимательство не должно составлять такой проект, но обязуются регулярно сдавать отчет, уведомляя органы об уровне образованных ними отходов.

1.3. Нормативы

Разрабатывая документацию, требуется учитывать показатели отходов. Нормативом называется объем отхода определенного типа, который может образовываться в процессе изготовления единицы изделия.

Органы, занимающиеся согласованием проекта, призваны утверждать границы объемов отходов, при помещении которых в специально созданные объекты принимают во внимание экологическое состояние местности.

1.4. Факторы, влияющие на цену проекта
Стоимость ПНООЛР зависит от некоторых признаков, присущих вашей деятельности. На цену составления проекта может повлиять, имеете ли вы паспорт отходов, проводили ли вы когда-либо исследования с целью получения оценки лабораторий. Важным критерием остается количество, которым вы располагаете, так как сроки выполнения существенно сказываются как на финансовой стороне вопроса, так и часто на качестве работы.

Для проекта с объемом источников отходов от 1 до 10 цена может равняться приблизительно 20000 руб. В эту сумму включается как процесс разработки, так и проведение оплаты государственных пошлин, при этом вы получите абсолютную гарантию Российского природного надзора. Что касается проектов, рассчитанных на большее количество источников, то стоимость их разработки следует узнавать у специалистов.

1.5. Выгоды и возможный ущерб от отсутствия проекта
Наличие необходимых документов дает право учреждениям совершать оплату за влияние на природные ресурсы в меньшем размере (примерно в 5 раз). Кроме этого, разработав проект, вы пройдете контроль, и не будете получать предписаний от инспекции по охране окружающей среды.

Не обладая проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, следует в полном размере осуществлять оплату. Предприятие несет ответственность за неимение документации, ведь это считается неисполнением Федерального Законодательства и тянет за собой штраф, который составляет около 250 тыс. руб., а также обязательство разработать ПНООЛР. Последствия не ограничиваются наложением штрафа на учреждение или должностные лица – деятельность предприятия может быть приостановлена (приблизительно на 3 месяца).

2. Разработка
2.1. Цель

Основной задачей называют точное, своевременное исполнение Законов РФ.
Опираться при этом нужно на Закон «Об охране окружающей природной среды» (от 10.01.2002), а также на Приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Даже когда для избавления от отходов в офисах используется обычная мусорная корзина, это также считается их размещением. Как известно, любое негативное воздействие на природные ресурсы строго контролируется государством, подвергается нормированию и требует внесения в бюджет платежей. Именно ПНООЛР призван определить стандарты, установить нормы, касающиеся скопления отходов, создания границ их размещения.

2.2. Последовательность этапов
Рекомендуется разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение начинать за полгода до проведения органами проверки.
В разработку включаются такие этапы:
1. Инвентаризация источников скопления отходов, заключающаяся в проверке соответствия всех данных. Проведя первичный учет, можно определить нынешнее положение дел: данные о размещении, утилизации,
приеме от иных лиц, передаче и т.п. Полученная информация, так же, как и статистическая отчетность, необходима в процессе инвентаризации.
В проверку входит составление списка элементов, идентификация источников, участков накопления, особенности транспортировки, обработки, избавления от отходов, размещения.
Задача всех действий, проведенных вами, – расчет годовых нормативов (для разновидностей отходов, в том числе по уровню опасности). В проекте прописываются границы для размещения отходов, требующих хранения, перемещения на полигоны. Для использования веществ 1-4 категории опасности требуется лицензия (исключение – их накопление).
2. Проведение расчета количественных показателей и определение классов, что вносится в лимиты. На этом этапе происходит оформление паспортов отходов.
3. Разрабатывая документацию, следует качественно составлять документы, обращая внимание на продолжительность их подбора.

4. Согласование в природном надзоре ПНООЛР, длящееся 30 рабочих дней.
5. Получение необходимых лимитов.

 

3. Состав проекта и проведение расчетов

3.1. Принцип составления
При создании проекта происходит обоснование предлагаемых вами нормативов, касающихся накопления отходов по видам в год (их масса при этом выражается в тоннах). Базой служат нормы образования отходов,
определяющие объем при изготовлении единицы изделий.
Источник накопления отходов предопределяет единицу расчета. Если источник:
1) производство, то во внимание принимается единица изготовленного изделия или же используемых материалов;
2) процесс обслуживания транспорта – единица расстояния;
3) процесс уборки территории предполагает применение единиц
площади;
4) жилые помещения – единицей в расчетах выступает человек;
5) гостиницы, заведения общепита и другие – используется единица места.

Особенности составления проекта прописаны в методических документах, где можно ознакомиться с полным перечнем составляющих ПНООЛР.

3.2. Важные нюансы при составлении ПНООЛР
Росприроднадзору (в лице органов инспекции) требуется предоставить такие данные:
1) Имеются ли площадки на территории, отведенные под отходы, в каком состоянии они находятся (обустройство и пригодность). В проекте должны иметься подробные описания особенностей перемещения
отходов с объекта в конечное место их пребывания;
2) Наличие необходимой техники, которая дает возможность самостоятельно обращаться с отходами. Иначе – сотрудничая с компаниями, специализирующимися в этой сфере;

3) Характеристики отходов, планируемых размещать на специальных площадках, что включает: указание категории опасности, видов, количества;
4) Какой объем отходов способен поместиться на площадке и имеет ли она необходимые параметры для этого;
5) Территория, выбранная для размещения веществ, должна являться зарегистрированной как объект для содержания отходов и внесенной в реестр.

Все вышеперечисленные пункты рекомендуется заранее учесть, чтобы предоставить инспекторам интересующую их информацию в полной мере.

3.3. Создание отчета
Технический отчет создается с целью предоставления данных в Росприроднадзор о применении отходов. Прохождение этого этапа необходимо выполнять ежегодно, чтобы органы инспекции были уведомлены не только о фактическом количестве отходов, но и об их качественных характеристиках.

В документе, указываются объемы, классы, виды отходов, обращаемых в производстве за год. Кроме них, объект дополняет отчет документацией, связанной с выполненным перемещением на отведенную территорию: справками и накладными и т.д. Примечательно, что обязательным является соответствие этого места всем экологическим, санитарным правилам, исполнение требований складирования, лимитов накопления, норм транспортировки за пределы территории.

3.4. Расчет нормативов
При расчете нормативов используется два взаимосвязанных показателя:
1) Образование отхода: на единицу изделия, предоставления услуги или использования сырья;
2) Образование в расчете на год.
Если увеличится первый показатель, то это потянет за собой и увеличение предлагаемого второго.

Расчет проводится с помощью методик:
1. Материально-сырьевой баланс;

2. Используя методику удельных отраслевых нормативов, прибегают к помощи справочных данных, сборников показателей;

3. Расчетно-аналитическая методика предполагает эксплуатацию чертежей, регламентов и иных элементов конструкторской и техдокументации;

4. Проведение измерительных опытов;

5. Статистический метод с применением фактических данных об образованных отходах. Базой в расчетах выступает период минимум 3 года. С помощью такого способа можно рассчитывать показатели, когда сложно применять другие методики.

Источниками данных должны выступать регламенты применения сырья, технологические карты (при условии, что в расчетах основа – замеры по вбросам\выбросам веществ за прошлый год).

4. Сдача на утверждение, согласование
Для сдачи НПООЛР нужно иметь проект и заявление, касающееся утверждения нормативов. Выдача Документа об утверждении – платно, что предполагает оплату госпошлины. Решение будет утверждено по истечении 30 дней (рабочих), начиная с момента приема вышеуказанных документов.
Причины для отказа:
1) Предоставление неточных данных, наличие ошибок в расчетах, при
заполнении документации;
2) Отсутствие данных в реестре о территории для содержания отходов;
3) Указание объема отходов, превышающего показатель возможной вместимости территории для хранения.

Проект распечатывается в двух экземплярах: один из них остается на предприятии, а второй подлежит передаче в соответствующий орган. Копия проекта, предоставленная в электронной форме (на диске), прилагается к документации.
В случае изменений в реквизитах вашего предприятия или данных об указанной в проекте местности для размещения отходов можно произвести переоформление Документа об утверждении. Нужно подать заявление и имеющийся Документ в оригинале. Новая информация рассматривается в течение 10 рабочих дней. Однако такой вариант не подходит, если изменения коснулись условий производства, структуры организации, особенностей использования отходов. Тогда ваше предприятие нуждается в новом варианте ПНООЛР.
.
При правильном составлении всех необходимых документов согласование проекта в органе, осуществляющем за отходами надзор, согласование происходит максимально быстро, насколько это возможно. Приняв во внимание сроки, прописанные в законе, можно выяснить, что они
охватывают полтора месяца.

5. Получение согласия на размещение отходов
Этап согласования проекта может закончиться вынесением требований устранения определенных ошибок и повторной отправки органам.
.
Утверждение нормативов предполагает предоставление предприятию подтверждения того, что государство дает ему право осуществлять производственную деятельность с образованием ограниченного числа отходов. Лимиты, выдающиеся органом, не распространяются на извлечение полезных ископаемых или горные породы.
После выдачи согласия орган природного надзора размещает данные на электронном ресурсе.

6. Особенности продления проекта
По истечении пятилетнего периода необходимо продлить лимит. Также осуществляться продление может и каждый год.
Примечательно: продолжительность разработки, согласование лимитов крупными объектами часто достигает 1-1,5 года, поэтому им нужно продлевать лимиты довольно часто, примерно раз в 3,5 года.