1. Понятие и типы негаивного воздействия на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающее среду способны осуществлять как организации, занимающиеся хозяйственной, так и другой сферой деятельности. Она вызывает изменения в состоянии атмосферы, водных ресурсов и т.д.

Все загрязнения можно классифицировать следующим образом:
1) Производственные и отходы потребления
Размещая подобный тип веществ, предприятия, как правило, проходят несколько этапов: хранение отходов, их постепенное накопление или сбор на ограниченной территории, после чего происходит их перемещение на
полигон – так называемое конечное место пребывания. Хоть эти процессы и могут осуществляться в разные временные отрезки, плательщики не должны забывать о внесении отчислений.

Что касается тех отходов, которые планируется утилизировать или переработать, а также найти им последующее применение, они не включаются в список для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2) Сброс в водоёмы загрязняющих веществ

Некоторые предприятия, имеющие на производстве трубу, используют её для избавления от отходов, смывая вещества с водой в водоём. Такие действия приводят к тому, что водный объект со временем загрязняется, а качество воды изменяется не в лучшую сторону. Как дну, так и берегу приносится значительный вред. Эту ситуацию можно охарактеризовать сбросом загрязняющих природу веществ.

3) Выбросы в атмосферное пространство

Вещества распространяется через атмосферу, загрязняя воздух. Эти вредные выбросы могут исходить из организованных или неорганизованных источников, так же, как и отходы предыдущего типа. Последние
характеризует невозможность проведения каких-либо замеров, поэтому часто применяется метод расчета с усредненными значениями. К неорганизованным принято относить химические удобрения (через
аэрозоли), скопления пыли в окнах производственных цехов и другие.

Организованные – позволяют осуществить необходимые измерения, сделать замеры (трубы, находящейся в котельной).

2. Значение платы


Плату за негативное воздействие на окружающую среду взимают как компенсацию за нанесения вреда ресурсам.

Периодические отчисления призваны возместить расходы для компенсации такого вреда, на планирование строительства, само возведение объектов, специализирующихся на охране природных ресурсов. Также они играют роль своеобразного стимула сокращения наносимого ущерба или же его поддержания в границах норматива, не позволяют превышать имеющиеся стандарты.

3. Объекты платы сбора


Плательщики сбора – индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, деятельность коих происходит на территории РФ под наблюдением Росприроднадзора. Такими организациями могут являться
заводы, котельные, различные предприятия. Исключениями же называют объекты из категории IV.

У кого на балансе находятся транспортные средства, не обязаны вносить эту плату.
При наличии источников загрязнения воздуха, предприятие вносит сбор. В случае выведения их в водоёмы плату взимают включенной в коммунальные платежи.

При разделении всех объектов на группы учитывают критерии:
Принадлежность к определенной отрасли, виду хозяйствования, что
позволяет выделить уровни оказываемого воздействия;
1) Классы опасности, степень токсичности и т.д.
2) Разновидности объектов промышленности;
3) Связан объект с атомной энергетикой.
К 1 группе относят те предприятия, которые причиняют существенное негативное воздействие на окружающую среду. 1, 2, 3 категории характеризуются по уменьшению этого влияния: умеренное, незначительное, минимальное. Такие объекты становятся на гос. учет, однако могут перейти в другую категорию в случае актуальных изменений их производства.

4. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду


При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду следует учитывать элементы:
1) Показатель негативного воздействия на окружающую среду, то есть общая масса отходов (за определенный промежуток времени);
2) Категория, к которой относятся отходы по степени опасности, к примеру, за 1 класс взимается большая плата, чем за 5 класс;
3) Плата за перемещение в конечный пункт пребывания отходов (захоронение);
4) Если не владеете специальной документацией, то обязаны
осуществлять плату по повышенным коэффициентам.

Коэффициенты можно поделить на 2 группы:
1) Повышающие – принимаются во внимание, к примеру, как было упомянуто выше, при отсутствии экологических документов.
Периодически продляя лимиты на размещение отходов, вы сможете значительно сократить объем платы. Если же осуществление выбросов не было разрешено, это тянет за собой применение коэффициента еще
большего размера в расчете платы;
2) Понижающие коэффициенты используют объекты, владеющие всеми необходимыми документами и разрешениями.
Ставку в плате за негативное воздействие на природу рассчитывать должны предприятия самостоятельно, или же прибегая к помощи опытных в этом деле организаций. При расчете платы умножатся: показатель платежной базы (по типам отходов, которые входят в утвержденный список веществ, по уровню опасности) и определенных ставок. Не следует забывать про коэффициенты, понижающие или повышающие размер платы.

При расчете размера платы за НВОС руководствуются нормативами платы, прописанными в постановлении РФ № 344 от 12.06.2003. Согласно данному документу вводятся повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от ситуации с источником загрязнения.

Если есть нарушения по экологии, формула умножается на число:

Когда применяется (вид нарушения) Повышающий коэффициент
Отсутствует разрешение на выбросы n*25
Нет утвержденных лимитов на размещение отходов или не представлена отчетность для малого и среднего предпринимательства n*5

Заключительным этапом расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду считается сложение полученных чисел.

С 01.01.2016 следует вычитать из суммы фактические расходы на сокращение НВОС каждого вида загрязнений из перечня. Примечательно, что все затраты отчетного периода должны быть подтверждены
соответствующими документами. Финансируются мероприятия, направленные на повышение эффективности природоохранных действий.

Коды бюджетной классификации за НВОС, применяемые в 2017 году:

1) Для выбрасываемых отходов: 048 1 12 01010 01 6000 120;

2) Для сбрасываемых: 048 1 12 01030 01 6000 120;

3) Для размещаемых: 048 1 12 01040 01 6000 120.

5. Временные рамки для подачи отчетности, внесения отчислений


Конечный термин внесения сбора за негативное воздействие на окружающуюсреду: 1 марта года, который идет за отчетным периодом.

Аванс вносится организациями (кроме тех, что задействованы в сфере малогобизнеса – для них существует налог до 01.03) в виде платежей за 3 квартала.

Конечная дата – 20 число того месяца, который следует за последним квартальным месяцем. За 1-й квартал аванс платится в апреле, за 2-й – в июле, за 3-й – в октябре.

Размер авансовых платежей равен 1\4 платы за неблагоприятное воздействие на окружающую среду, которую внесли в прошлом году. Авансы вычитаются при расчете основной суммы сбора.

10 марта – конечный термин подачи декларации, которая заполняется в
утвержденной форме.

Теперь понятна выгода ежегодного продления лимитов на отходы/своевременное предоставление отчетности для малого и среднего предпринимательства, ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз.

Также несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока (1 марта года, следующего за отчетным).